Цель: Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.
Задачи:
1. Полноценное личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, создание благоприятного психологического климата для развития личности.
2. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективности решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психологическом состоянии.
3. Повышение психологической культуры педагогов, родителей и учащихся в условиях современной школы.
Для решения этих задач в этом полугодии мной была проведена следующая работа:
Диагностика:
1) Анкетирование учащихся 1-7 классов «Определение уровня школьной мотивации».Методика Лускановой Н.Г.
По итогам анкетирования у ребят хорошая школьная мотивация, учатся с желанием.
2) Оценка уровня школьной тревожности в 5 классе: Экспресс методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»
По итогам теста уровень тревожности низкий.
3) Оценка уровня школьной тревожности в 6-11 классах: «тест Филипса»
По итогам теста уровень тревожности низкий.
4) Изучение «Психологического климата» в 2 – 8 классах.
Данный опросник позволил выявить особенности взаимоотношений одноклассников и отношение учителей к учащимся
По итогам анкетирования конфликт между учителем и классом отсутствует, психологический климат в классе удовлетворительный..
5) Изучение межличностных отношений в классе - «Социометрия». (2-8 кл.)
Данная методика помогла изучить состояние эмоционально-психологических отношений в классе и положение в нём каждого из ребят.
6) Диагностика девиантного поведения, выявление детей «группы риска»: 1) диагностика агрессии и отношение к окружающим опросник «Методика первичной диагностики». 5-11классы.
По итогам диагностики выявились учащиеся «приближены к группе риска», с ними были проведены тренинги по профилактике агрессии и доверия к людям.
2) «Исследование суицидальной направленности»
Выявление суицидально опасных вариантов поведения у подростков,7-11 классы.
По итогам анкетирования учащихся с аутодеструктивным поведением не выявлено.
7) Изучение профессиональных намерений старшеклассников 9-11 классов.
«Опросник Климовой» Данная методика позволила определить готовность к выбору профессии учащихся.
8) «Анкета на определение интенсивности познавательного интереса» 8-11 классы помогла выявить уровень познавательного интереса учащихся.
По итогам анкетирования у большинства учащихся познавательный интерес средний.
9) Определение личностной направленности учащихся 8-11 классы.
«Ориентационная анкета» Б.Басса
10) Выявление уровня школьной мотивации учащихся 8-11 классы.
Тест «Моё отношение к учению»
По итогам анкетирования у учащихся преобладают учебно – познавательная и социальная мотивация.
11) Анкетирование «Кто я есть? Каков Я?» в 3,4 классах показало, что учащиеся любят компьютерные игры, смотреть по ТВ каналам боевики. Читают очень редко.
12) По итогам анкетирования «Расскажи мне о себе» в 2-4 классах выяснилось, что родители интересуются жизнью ребёнка в школе.
13) Тест «Как ко мне относятся?» 5-11 классы.
14) Диагностика личности на мотивацию к успеху. 7-11 классы.
15) «Определение психологического здоровья и антинаркотической устойчивости личности», итоги теста показали, что учащиеся прошедшие тестирование психологически здоровы и хорошо осведомлены о вреде наркотиков.
16) Исследование психических особенностей учащихся: методики «Дерево с человечками», «Моя семья», «Кактус».
17) Анкетирование «Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся» 5-8 классы.
18) Изучение воспитанности методика «Дерево» 2-4 классы.
19) Диагностика уровня творческой активности «Хранилище человеческих качеств» 5-8 классы.
Развивающая и коррекционная работа.
1) Провела тренинг «Первый раз в пятый класс» с целью развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено.
2) Тренинг «Вместе весело шагать» в 1 классе.
3) Постоянно проводилась коррекционная работа с детьми девиантного поведения (1,3,4,6,8 классах):
наблюдение, посещение семей, психопрофилактические беседы.
4) Проводились тренинги для сплочённости коллектива. (7,8 кл.).
5) Подготовила и провела психологические часы «1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом» (7,8 классы) и «Подросток и наркомания» (8,9 классы).
6) Для учителей - 1.Тренинг личностного роста.
2.Семинар – тренинг «Профилактика суицидальных попыток среди подростков»
7) Индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов для детей испытывающие трудности в обучении.
8) Постоянно проводилась работа с детьми «группы риска» (беседы, наблюдение).
9) Тренинг «Путь к успеху» 9-11 классы.
10) Тренинг на снятие напряжения у пятиклассников перед экзаменом «Экзамен это легко!»
11) Тренинг «Поведение на экзамене».11 класс.
Консультирование.
В течении года проводились консультации учащихся, учителей и родителей по интересующим их вопросам.
Просветительская работа
1) Выступала на общешкольном родительском собрании «Коррупция в семье».
2) Провела родительскую конференцию – Казахстанские родители 21 века на тему «Стань примером своему ребёнку» Психолого – педагогическая помощь родителям первоклассников.
3) Также выступала на родительских собраниях в 0,3,4 классах,, «Психолого – педагогическая помощь родителям»
4) Выступление на родительском собрании 0 класса «Психологическая готовность 6 леток к обучению в 1 классе».
Методическая работа
1) Принимала участие: в работе круглого стола «Суицид - как проявление кризиса», с.Астраханка.
2) МО психологов, с.Астраханка.
3) Круглый стол «Обобщение опытом», с.Астраханка.
Плюсы: налажен доверительный контакт с учащимися, родителями и учителями.
Минусы: надо активизировать тренинговую работу.